ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Май 2016года
Работаем с детьми
Организуем досуг

Маршрутный лист «Путешествие из Йошкар-Олы в поселок Кокшайск по марийской тайге»

Надежда Егошина, канд. пед. наук, доц. кафедры английской филологии Марийского государственного университета, учитель английского языка высшей категории МБОУ «Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы»
Команды получают карты-схемы и путешествуют по станциям маршрута, попадая в различные ситуации. Станции лучше расположить на разных этажах школы, чтобы команды не толпились и не сталкивались при выполнении заданий. Побеждает команда, добравшаяся до конечной цели маршрута в полном составе. Ее членам присваивается звание «Почетных робинзонов».

Станция 1. «Марийский лес»

Ведущий:  

Вы сбились с дороги и заблудились, оказавшись в дебрях марийской тайги. Счастливые обладатели компаса отправляются на следующую станцию. Остальным предстоит ответить на вопрос.

Какие деревья наиболее распространены в марийских лесах? Почему марийцы издавна боготворили деревья?

Ответ:

Марийцы почитали лес как божество. Он был для них воспитателем, покровителем, учил трудолюбию, помогал выжить в трудных условиях. В нем заключался смысл жизни. Старшие запрещали детям ломать деревья и ветки, рвать цветы и травы во время их цветения. Сохранению вековых деревьев – фонда леса, дающего начало новым массивам, – во многом способствовали рассказы, легенды, поверья, бытовавшие в народе. Например, древние марийцы считали рябину деревом, оберегающим от злых сил. Она помогала при изгнании нечистого духа. При строительстве нового дома в его середину марийцы, удмурты втыкали рябиновую палку – сильнейший оберег от злых сил. Рябиновые ветки клали и в колыбель новорожденного. О дубе говорили, что он может предсказать человеку судьбу. Береза давала человеку положительную биоэнергию. На свадьбе горных мари у главного стола всегда стояла береза. Если ребенок долго болел, то прибегали к такому средству: протаскивали его сквозь расщепленное дерево – мальчика через дуб, девочку через березу. Невесте после приезда в дом жениха вплетали в косу длинный хвост из липового мочала, что уподобляло ее плодовитой липе.

Станция 2. «Ночлег»

Ведущий:

Стоит подумать о ночлеге и обустроить место для отдыха. Если вы купили на аукционе палатку – направляйтесь на следующую станцию. В противном случае вам придется выполнить задание.

Каковы особенности поселений марийцев (их жилищ)?

Ответ:

Из-за нежелания вызвать гнев душ срубленных деревьев постройка дома и вселение в него обставлялись у финно-угров целым рядом ритуалов. Например, у коми-пермяков был ритуал «зарона», который повторялся год за годом, пока не достигалось удачное положение срубленных деревьев, знаменующее благорасположение их душ.

Марийские поселения по своим архитектурным и композиционным особенностям формировались в тесной связи с природным окружением (рекой, оврагом, священной рощей, кладбищем). Сельская усадьба обычно включала в себя дом, двор, летнюю кухню (кудо), сарай, амбар, хлев, баню, сад, гумно. Неотъемлемым атрибутом жилища было ограждение – овраг, источник, канава или ворота.

Марийские поселения возникали спонтанно, но здравый смысл и интуиция помогали сделать их органичными и гармоничными. Самым распространенным видом поселений была деревня. О них сообщается с начала 17-го века.

Марийская усадьба состояла из двух частей: передней – двор со всеми постройками – и задней, включавшей в себя сад и гумно. Двор занимал около половины усадьбы.

Усадьба, как правило, имела прямоугольную форму. Место для дома выбирали особенно тщательно. В связи с этим существовало много народных примет. Место считалось подходящим, если там легко ломались ветки орешника, и неприемлемым, если они только гнулись. Иногда на закате на место постройки приносили ведро с водой. Если утром в воде находили перья птиц, место считалось подходящим для строительства.

Предназначение и функции летней кухни кудо менялись с течением времени. Изначально она использовалась как священное место для выполнения специальных ритуалов. Считалось, что здесь жил дух дома. Позднее постройка превратилась в обычную кухню.

Печь в доме древних марийцев ставилась на сруб из еловых или сосновых бревен. Чтобы хлеб в печи получался вкусным, в основание клали прутья в виде креста. При завершении работы проводили магические обряды: клали ветки рябины, деньги, выносили каравай, ставили бутылку водки. Чтобы новая печь была теплой и служила долго, хозяйка дома пекла блины. Первые из них она бросала в огонь, а остальными угощала печника.

Важное место в жизни марийцев занимала баня, в которой мылись накануне всех праздников и молений. Считалось, что в ней обитал дух – покровитель здоровья членов семьи. Топка бани считалась непременным условием гостеприимства. Там же женщины рожали детей. Бытовые функции бани связаны со стиркой белья, сушкой льняных и конопляных снопов.

Композиционным центром усадьбы было дерево или группа деревьев. Среди деревьев – лип, берез, рябин, черемух – проходили семейные моления и жертвоприношения. Исследователь обрядов финно-угров Т. Молотова писала: «При каждом доме вы найдете сад из кудрявых берез, дубков и рябины. Из дерев черемисин (так называли марийцев) чувствует особенное благоволение к березе…». В одной из карело-финских народных песен читаем о примете родного дома:

«У ворот – густой рябинник,
И черемуха за домом,
Березняк подле амбара,
Можжевельник у колодца…
И сосна по краю поля».

Станция 3. «Хозяин леса»

Ведущий:

Находясь в диком лесу, необходимо быть внимательным и осторожным. Здесь можно встретиться с дикими зверями, например с хозяином леса – медведем. Если вы купили на аукционе сигнальную ракету – отпугните зверя. Банкой меда отвлеките его внимание. Если этих предметов у вашей команды нет, придется подумать.

Какова роль медведя в финно-угорском, в т. ч. в марийском фольклоре? Чем она обусловлена?

Ответ:

Медведь в финно-угорском фольклоре часто имеет положительную окраску, его описывают с любовью и симпатией. В финской народной песне «Не сердись, уж косолапый» читаем:

Это ведь моя собака
Лает у избы на Охто,
На стеснительного парня.
Милый Охто, мой красивый,
Милый Охто, медолапый,
Не сердись уж косолапый».

Охто – одно из ласковых названий медведя.

В обрядности мордвы (мокши и эрзи) широко использовались различные маски, часто встречались медвежьи. По народным поверьям, медведь являлся помощником человека, потому что он «родственник» людей, их «собрат». В мордовском эпосе «Сияжар» читаем о том, как он помогает героине по имени Нуя в поисках ее жениха, ушедшего на битву с врагом:

«А медведь не отставал от Нуи,
Рядом шел проводником мохнатым.
Переваливался косолапо
Для нее высматривал тропинки,
Обгонял, коль попадалась чаща,
И крушил, выдергивал деревья,
Чтобы проторить дорогу Нуе».

Когда Нуя уснула от усталости, медведь «как на посту над нею плакал тоже, нежно, дружелюбно, слез своих медвежьих не жалея», смотрел на нее «озабоченно, он уразумел кручину» девушки.

Почитание медведя породило стремление уподобиться ему. Храня когти, зубы и т. д. в качестве амулетов, люди полагали, что находятся под их защитой. Например, вешая на ворота лапу медведя, мордовские крестьяне считали, что она оберегает их скот от нечистой силы.

Марийцы связывали с медведем благополучие на охоте. В старину они водили по деревням прирученного медведя, считая, что он принесет удачу. Об этой традиции можно прочитать в марийских народных сказках. В сказке «Ученый медведь» младший брат говорит старшему: «Я залезу в медвежью шкуру, и пойдем с тобой по селам. Ты будешь на гармони играть, а я в шкуре плясать».

Удмурты называли медведя старым мужичком и считали, что он способен наказывать злых людей. В карельском фольклоре медведь выступает покровителем положительного героя. У вепсов дух леса (тес) мог принять образ любого лесного животного, но чаще всего медведя, который по народной классификации относится к существам более высокого ранга и часто именуется как царь всех зверей.

Можно предположить, что почитание медведя было связано и с целительной силой лекарств, мазей, изготовленных из его жира, крови, желчи. Так, саамский богатырь Ляйне выздоровел именно благодаря такому лечению: «Разделся Ляйне, обнажились страшные раны. Завернулся Ляйне в медвежий жир, только нос снаружи оставил и глаза. Долго ли, коротко ли так лежал – затянулись раны, потому что нет лучшего лекарства для раны, чем медвежий жир». О целебной силе медвежьего молока читаем в марийской народной сказке: «Притворись больной, скажи, что умираешь и поможет тебе лишь молоко медведицы». В бытовых текстах народов Севера можно встретить аналогичные эпизоды: «Медведь ходит, я его тропу нашел. Мне надо было медвежье сало, легкие у меня болели, ружьем подстрелили». Как отмечают некоторые авторы, на севере Карелии употребляли в пищу кровь медведей. Ее пили в свежем виде, а иногда замешивали на ней тесто и пекли лепешки. Считалось, что она прибавляет силы, спасает от цинги.

Станция 4. «Это чудо – вода!»

Ведущий:

Шагая по лесу, вы устали и захотели пить. Если на аукционе вы купили бутылку минеральной воды, то жажда вам не страшна, и вы идете дальше. Если нет, то впереди – задание.

Какие известные источники и ключи на территории республики вы знаете?

Ответ:

  1. «Зеленый Ключ». Расположен в национальном парке «Марий Чодра».
    Название возникло из-за темно-зеленого дна водоема. Приобрело оно этот оригинальный окрас из-за многолетних отложений минеральных осадков. Кипятить такую воду в котелке для чая или супа – дело неблагодарное. Во-первых, минералка очень долго не закипает, а во-вторых, дает обильную накипь сине-зеленого цвета с ярко выраженным солевым привкусом.
  2. «Марийская Швейцария» – горное местечко в Куженерском районе, расположенное в четырех километрах юго-западнее села Русские Шои. Спустившись с горы видно, как из-под земли бьет один из самых известных в республике родников – ключ Каменный. Здесь установлена маленькая православная часовня.
  3. За деревней с красивым названием Визимбирь (Волжский район) можно увидеть еще один источник. Его название – «Детство». Рядом купель под открытым небом и система желобов для воды.
  4. Сотнурский источник.

Станция 5. «Ловись, рыбка, большая и маленькая»

Ведущий:

Выйдя из леса, вы увидели, что впереди озеро. Сразу пришла мысль о рыбалке. Если вы купили удочку и (или) рыболовные снасти, то проблем не возникнет. Вы идете дальше. Если нет, то для вас есть задания.

Что вы знаете об отношении рыбаков-марийцев к воде?

Ответ:

У марийцев рыбак, наловивший много рыбы, обязательно должен был поблагодарить воду: зачерпнуть ее пригоршней и поцеловать. Иногда вода представлялась в виде конкретного водоема – «хозяина рыбы». Рыбак перед началом ловли подходил к берегу, «здоровался» с ним и просил дать рыбы. Приветствие сопровождалось протягиванием руки к воде и имитацией рукопожатия. Марийцы очень бережно относились к воде. Марийская пословица гласит: «Вуд шортньо дечат шерге» («Вода дороже золота»). Марийцы верили, что у рек и озер свои хозяева. Хозяину озера (ер оза) молились перед рыбалкой. Черемисы совершали моление при разведенном костре, бросали в огонь и озеро куски хлеба, лили туда водку. После этого спали на месте моления, а уже после сна ловили рыбу.

Какую рыбу можно поймать в марийских озерах? Соотнесите изображения с описаниями.

Ответ:

Демонстрируются изображения рыб

  1. Сазан, или карп обыкновенный (Cyprinus carpio), имеет широкое толстое тело, покрытое плотной крупной чешуей и длинным, слегка выемчатым спинным плавником. В спинном и анальном плавниках есть по зазубренному костному лучу, в углах рта и на верхней губе – по паре усиков. Глоточные зубы трехрядные, с плоскими бородчатыми венчиками. Тело покрыто темно-желто-золотистой чешуей, у основания каждой чешуйки темное пятнышко, край окаймлен черной полоской. Длина тела достигает 1 м, вес – более 20 кг.
  2. Карась золотой – спина обычно темно-коричневая, с зеленоватым отливом, бока темно-золотистые, иногда с медно-красным отливом, парные плавники бывают слегка красноватые. Вдоль боковой линии 32–35 чешуй. Длина 45 см, вес до 3акг. Караси любят водоемы с илистыми грунтами. На зиму они закапываются в ил и выживают даже тогда, когда в холодные зимы мелкие стоячие водоемы промерзают до самого дна. Такую же стойкость караси проявляют и при летних засухах. Они способны закопаться в ил на глубину до 70 см. Карась очень похож на карпа, правда, его тело короче и толще. Усики, характерные для карпа, у него отсутствуют.
  3. Красноперка – одна из самых красивых рыб нашей фауны. У нее довольно высокое тело желтовато-золотистого цвета, спинка коричнево-зеленая, глаза оранжевые, с красноватым пятном в верхней части. Спинной плавник при основании черноватый, на вершине красный. Грудные плавники серые, на вершине красные, все остальные – ярко-красные, даже малиновые. Достигает в длину 36 см, масса более 1,5 кг.
  4. Плотва. Тело слегка утолщено с боков. Чешуя крупная, 41–48 шт. в боковой линии. Радужина глаз оранжевая с красным пятном в верхней части. Спина зеленоватая, бока и брюшко серебристые. Брюшные и хвостовой плавники от оранжевого до красного цвета. Длина тела до 50 см, вес более 1 кг.
  5. Окунь красиво и ярко окрашен. Темно-зеленая спина, зеленовато-желтые бока покрыты 5–9 темными поперечными полосами. Хвостовой и брюшные плавники ярко-красного цвета, грудные – желтые. Первый спинной плавник сизый с черным пятном в задней его части, второй – зеленовато-желтый. Окраска окуня может меняться в разных водоемах. Крупные окуни достигают длины 40 см и веса более 2 кг. При этом они становятся горбатыми, т. к. больше растут в высоту и толщину, нежели в длину. Окунь предпочитает жить в чистой, богатой кислородом воде, у больших камней, прячется у затопленных коряг.
  6. Щука. Тело удлиненное, голова большая, с сильно вытянутым и сплющенным рылом. Пасть занимает половину длины головы, нижняя челюсть выдается вперед. Спинной плавник отнесен назад, хвостовой – мощный, с большой выемкой. Тело покрыто мелкой чешуей. Спина, бока и спинной плавник серовато-зеленые. В нижней части боков окраска принимает оранжевый оттенок, переходя на брюхе в белый. Грудные, брюшные, хвостовой плавники – оранжевого цвета, иногда с черными пятнами или полосами. Окраска щуки носит маскировочный характер. Меняется с возрастом рыбы. На нижней челюсти у щуки острые клыки. По мере старения они выпадают, на их месте вырастают новые. Процесс смены зубов у щуки происходит непрерывно и постепенно. С помощью зуб хищница удерживает пищу, заглатывая ее целиком.

Станция 6. «Хлеб всему голова»

Ведущий:

Уху сварили, но есть ее лучше и сытнее с хлебом. Если вы купили буханку на аукционе, то все в порядке. Если хлеба нет, ответьте на вопрос.

Почему хлеб и блюда из муки и круп занимали большое место в рационе марийцев? Вспомните рецепт подобного блюда.

Ответ:

Марийцы имели достаточно развитые земледельческие традиции. Они выращивали зерновые (рожь, овес, коноплю, гречиху, ячмень) и бобовые (горох) культуры. Поэтому в питании марийцев значительное место занимала пища, приготовленная из муки. Хлеб – обязательный элемент любого обряда или торжества. Из муки пеклись блины – мелна как праздничное блюдо и пресные лепешки – эгерче.

В марийской кухне крупы используют для приготовления каш, а также для заправки первых блюд. Особой любовью пользуется суп с клецками – лашка шyрo. Весьма популярными были вареные в масле шарики из пшеничной муки – пyктыш. Из овсяной муки варят кисель. Традиционное кушанье марийцев – толокно, которое варят из овсяной, ячменной или ржаной муки.

Рецепт ношмо кинде (хлеб конопляный): конопляное сухое семя слегка поджаривают в духовом шкафу или на сковороде, затем толкут в ступке и просеивают через сито. Ржаной черствый хлеб нарезают небольшими кусочками, соединяют с просеянной конопляной мукой, тщательно перемешивают, формуют шарики весом по 150 г, смачивают их в молоке и выпекают на противне, смазанном растительным маслом, в течение 5 мин. Продукты: конопляное семя – 150 г, хлеб ржаной – 80 г, молоко – 20 мл.

Станция 7. «Что у нас на ногах?»

Ведущий:

Вы долго блуждали по лесу и натерли пятку. Мозоль мешает идти. Если у вас нет аптечки, придется выполнить очередное задание.

Какую обувь носили марийцы в прошлом?

Ответ:

Традиционно обувь марийцев подразделялась на три типа: лыковая (будничная), кожаная (праздничная) и шерстяная (валенки). Самой распространенной обувью марийцев были лапти. Повседневные лапти плелись из семи лык, а праздничные – из девяти. Иногда в носовой части они украшались лентой, вплетавшейся вместе с лыком. В весенне-осенний период к ним пришивали деревянную подошву высотой 3–4 см, чтобы в обувь не проникала вода. Оборы лаптей свивали из лыка или шерсти. Лапти горных марийцев имели маленькую головку шириной 1,5–2 см, к ней прикреплялись тонкие веревочки из лыка, чтобы обувь лучше держалась на ступнях.

Поволжские марийцы носили лапти в сочетании с белыми холщовыми и черными суконными онучами. Луговые марийцы завертывали голени довольно толсто (они были похожи на два ровных столбика). У горных марийцев стопа и голень полностью обертывались онучами, но не так толсто. Для них также было характерно ношение паголенок с лаптями в зимний период. Их шили из черного или зеленого сукна. Паголенки закрывали часть голени и бедра.

Способ ношения обуви имел четко разграниченные территориальные особенности, заключавшиеся в украшении шерстяных онучей и в способе завязывания обор. Горные марийцы завязывали оборы у колена, марийцы Уржумского уезда – на середине голени. Суконные праздничные онучи луговых марийцев украшались тесьмой, бисером, тогда как у горных марийцев не было никаких украшений.

Станция 8. «По морям, по волнам»

Ведущий:

Вы благодарите раскинувшееся перед вами озеро Яльчик за вкусный обед. Но как вы будете преодолевать эту водную преграду? Хорошо, если вы купили на аукционе надувную лодку или надувной плот. А если нет?

Назовите наиболее известные озера республики. Расскажите об одном из них.

Ответ:

Самые известные озера: Яльчик, Кичиер, Таир, Шап, Соленое, Сорочье, Шумьер, Глухое.

Озеро Соленое имеет очень темную, отливающую сталью, соленую на вкус воду, в которой ничего не растет. Озеро карстового происхождения, овальное по форме, простирается с запада на восток на 360 м. Общая площадь – 7 га. Максимальная глубина – 18 м. Вода в озере содержит серу. Название получило из-за большой концентрации соли и минералов (степень минерализации – 4247 мг/л). Вода отличается очень низким уровнем прозрачности (0,1–0,4 м). Летом прогревается до 25 °С.

Недалеко от Соленого озеро Сорочье, где расположен целый архипелаг островков, заросших вербами и березами. Направо от него озеро Кузнечиха, налево – Шумьер. Невиданной считалась глубина озера Кузнечиха. Семнадцать вожжей связывали между собой, но дна достать так и не могли. Страшные слухи ходили о нем: там когда-то была деревня, в которой брат женился на родной сестре. Во время свадебного пира холм, где стояла деревня, внезапно провалился, и на этом месте образовалось озеро. Так бог покарал за греховное бракосочетание.

Озеро Шумьер всегда неспокойно. В прошлом люди замечали, что вода местами закипала, а иногда со дна били целые фонтаны. Озеро считалось логовом страшного чудовища – крылатого змея. В древние времена на его берегу устраивали моления.

Недалеко от деревни Шари-Баксат Волжского района есть озеро Морской глаз провального типа. Провал произошел в зоне высокого уступа высотой до 90 м на Сотнурской возвышенности южной части Марийско-Вятского увала. Глубина озера достигает 37 м, диаметр – 27 м, прозрачность воды – 5,5 м. Вода изумрудно-зеленого цвета и летом прогревается до 20 °С.

Станция 9. «Да ну вас в болото…»

Ведущий:

Идя по лесу, можно натолкнуться на топкое место. Если вы купили палку или шест, они вам помогут перейти болото. Если нет – выполняем новое здание.

Что такое болото? Каковы причины его образования? Почему люди бояться болотных мест и обходят их стороной? Верите ли вы, что в болоте живет нечистая сила?

Ответ:

Избыточно увлажненные участки суши, имеющие на поверхности органическое вещество торф, называют болотами. Здесь можно встретить различные виды мха и растения. Исландский мох – лишайник с характерными листьями, напоминающими оленьи рога, зеленого или коричневого цвета с серебристо-белым налетом. Украшение болота – ягоды: клюква, голубика, брусника, черника, издавна известные своими полезными свойствами. Там, где чуть суше, растет вереск. Это зеленый низкий (до 40 см) кустарник. Его лиловые цветки издают слабый запах. Их очень любят пчелы.

Болота возникают из-за заболачивания почвы или зарастания водоемов. Заболачивание может происходить по вине человека (например, при возведении дамб и плотин для прудов и водохранилищ) или в результате деятельности бобров.

Для болот характерна постоянная избыточная влажность, которая связана с особенностями рельефа – наличие низин, куда стекаются воды осадков и грунтовые воды; на равнинных территориях – отсутствие стока.

Болота, как правило, ассоциируются с опасностью, их называют гиблым местом.

Марийцы верят, что хозяйки болота – Кикимора и ее сестра Овда (женщина, полностью покрытая шерстью). В фольклоре есть еще одно существо, которое обитает в лесу, чаще всего в болоте. Его имя – Таргылташ. Он принимает облик человека и заманивает путников в болотную трясину. А может легко превратиться в кого или во что угодно: в животное, стог сена, огненный столб. Откуда пришли в марийские леса таргылташи – никому не ведомо. Рассказывают, что давным-давно дьявол разогнал самых надоедливых да неисполнительных своих слуг по всей земле. И тут уж кому как повезло: кто в лес упал, кто – в озеро или болото, а кто по деревням расселился.

Монстр по имени Вуд Оза тоже обитает в марийских водоемах – озерах, реках, болотах. В отличие от других демонов он не всегда вредит человеку и может совершать хорошие поступки. Все столкновения человека с этим персонажем происходят в теплое время года: зимой Вуд Оза уходит в глубокую спячку, спит под какой-нибудь корягой на дне омута. Но стоит пройти ледоходу, как он становится подлинным хозяином марийских водоемов. На совести Вуд Озы как минимум половина утопленников, не считая порванных рыбацких сетей и пробитых корягами лодок. Согласно распространенному мнению, у некоторых Вуд Оза есть дочь – Вуд удыр, очень неприятная особа.

Ученые объясняют факт встречи людей с нечистой силой с точки зрения логики: в болотах постоянно происходит процесс гниения и разложения органических веществ. Он сопровождается появлением газов, которые поднимаются на поверхность. Кажется, что болото и его обитатели «дышат». Газы очень опасны – они могут вызвать у человека галлюцинации.

Станция 10. «Под землей»

Ведущий:

Успешно преодолев озера и болота, вы добрались до границы Сернурского и Куженерского районов. Здесь расположено урочище Нолькинский камень. Это глубокий овраг, тянущийся на многие километры. Урочище знаменито старинными подземными каменоломнями, в которых много лет назад добывали жерновой камень.

Даже самым жарким летом в пещерах можно обнаружить удивительные по красоте и размерам ледяные сталактиты и сталагмиты, кажется, будто попадаешь в замок Снежной королевы… Температура в пещерах даже в июльскую жару не превышает 6–8 °С, на стенах можно увидеть плесень и стекающую воду.

Пройти по пещерам помогут фонарь, свечи и веревка. Если у вас их нет, придется выполнять задание.

Пещеры – нетипичные элементы ландшафта Марийского края, поэтому действие в легендах, сказаниях, рассказах не происходят под землей. А какие известные книги содержат описание событий в пещерах?

Ответ:

«Приключения Тома Сойера», «Остров сокровищ», «Последний из могикан», «Властелин колец» и др.

Станция 11. «Ты помнишь, как все начиналось?»

Ведущий:

Заканчиваем наше путешествие на территории Горномарийского района. Здесь в сельской местности расположено 126 памятников истории и культуры: 81 – археологии, 119 – архитектуры и градостроительства, 6 – ландшафтных. Среди них выделяется памятник археологии федерального значения – древнемарийская крепость Аламнер (административный, торговый, военный центр для близлежащей округи в XIV–XV вв.). Городище Аламнер (с марийского «Город на мысу») также известно под названием Оролы-Курык («Сторожевая гора»). Оно расположено у д. Важнангер Горномарийского района Республики Марий Эл на высоком мысу (72 м над уровнем волжской поймы) правого берега р. Волги. Площадь памятника более 5 га. С напольной стороны площадки сохранились остатки рва и древнего насыпного вала, на котором стояла крепостная стена. Остатки поселений дают сведения о быте наших предков, об их хозяйственной деятельности, отношениях между людьми. Наибольшее число находок представлено керамикой.

Глиняные горшки, найденные на месте древнего городища очень похожи на гончарные изделия Робинзона. Они не отличаются ровной поверхностью, не очень прочные и часто имеют желтоватый цвет. Чем это можно объяснить?

Ответ:

В обоих случаях в качестве примеси к глиняному тесту использовался крупный речной или морской песок (объясняет их цвет). Делались горшки вручную и обжигались на костре (влияет на их структуру и степень прочности).

Окончание игры

Ведущий:

История своего рода – пропуск в будущее. Будущее есть только у того народа, кто помнит и гордится своей историей, чувствует сопричастность к деяниям предков, любит свою землю. Я думаю, что в ходе игры вы узнали много нового о родном крае. Знания обязательно пригодятся вам в жизни!

Участники возвращаются в кабинет, где был дан старт игре. Ведущий смотрит, в каком составе вернулись команды, подсчитывает время их путешествия и подводит итоги игры.