Все статьи номера
1
Январь 2018года
Воспитание и социализация
Формируем здоровьесберегающую среду

Пять групп упражнений помогут ученикам снять стресс и повысить успеваемость

Ирина Синельщикова, педагог-психолог Центра образования № 2030, Москва

Важное в статье 

  1. Ученики будут готовы воспринимать учебный материал, если в начале и во время урока выполнят специальные упражнения. Как улучшить мыслительные способности школьников.
  2. Активизируйте слуховое восприятие учащихся – и они будут лучше запоминать и усваивать информацию. Упражнения.

Используйте комплекс упражнений из кинезиологической методики «Гимнастика мозга», чтобы восстановить баланс между мыслями, телом и эмоциями. Упражнения помогут высвободить застоявшуюся энергию, восстановить каналы коммуникации, снять стресс, в результате система «мозг – тело» будет оптимально функционировать. Рекомендуйте ученикам выполнять их в начале или во время урока.

Группа 1. «Ритмирование» 

Упражнения помогут эффективно подготовиться к восприятию учебного материала. Перед началом «Ритмирования» нужно выпить воды. Вода служит средством сообщения между мозгом и телом, повышает энергетический уровень и улучшает мыслительные способности. Затем можно выполнять упражнения.

Упражнение «Кнопки мозга» – обогащает мозг кислородом и подготавливает его к восприятию информации. Можно выполнять стоя и сидя.

Справка

Кинезиология (кинезис – движение, логос – учение) – научная и практическая дисциплина, которая изучает мышечное движение во всех его проявлениях

Упражнение «Перекрестные шаги» – одновременно активизирует обширные зоны обоих полушарий мозга. Мозг переключается в интегрированный режим работы, что помогает быстро включиться в любую деятельность. Можно выполнять сидя или стоя.

Упражнение «Крюки» – направлено на сознательную и сбалансированную активизацию моторных и сенсорных центров каждого полушария. Приводит к интегрированному состоянию, которое способствует наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее. Снижает выброс адреналина, что помогает успокоиться и сознательно переключить внимание. Можно выполнять сидя или стоя.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Что происходит с человеком, когда он попадает в стрессовую ситуацию

Вначале он мысленно оценивает ее как неблагоприятную или угрожающую. Затем подключаются его эмоции – тревога, страх, злость, паника. Высвобождается адреналин, и система «мозг – тело» отвечает серией реакций, направленных на выживание. Это инстинктивные реакции, которые достались нам в наследство от животных, – мы замираем, или нападаем, или убегаем.

Но ученик не может ударить учителя и выбежать из класса. Тогда химические вещества, которые выделил и не израсходовал его организмом, чтобы отразить опасность, накапливаются в определенных зонах тела, в мышцах. В результате образуются зажимы, которые затрудняют прохождение сигналов от мозга к важным органам тела и обратно. Кроме того, при длительном стрессе вырабатывается избыточное количество кортизола, что снижает способность к учению и запоминанию. Даже при выполнении простых заданий быстро наступает утомление. Ни о какой нормальной учебе или работе не может быть и речи.

Группа 2. «Движения, пересекающие среднюю линию тела» 

Упражнения группы способствуют интеграции связей полушарий, что помогает полноценному восприятию материала. Включает четыре упражнения. Сюда также входит упражнение «Перекрестные шаги» из группы «Ритмирование».

Упражнение «Ленивые восьмерки для глаз» – рекомендуется выполнять после работы на компьютере. Оно снимает усталость глаз, боль в спине и напряжение в мышцах шеи. Устанавливает связь «рука – глаз», поэтому улучшаются действия, которые требуют зрительной работы – дети лучше следят за материалом, написанным на доске. Включает оба полушария головного мозга, что улучшает концентрацию внимания, письма, чтения.

Упражнение «Ленивые восьмерки для письма» – активизирует связь «рука – глаз» перед письменной работой или чтением. Помогает прояснить мысли, которые нужно выразить письменно, особенно если дети начинают испытывать стресс во время выполнения контрольных работ, написания сочинений, чувствуют «творческий застой».

Внимание 

Чтобы стимулировать и повысить концентрацию внимания, выполняйте упражнение «Энергезатор» в течение 10 минут

Упражнение «Слон» – активизирует все каналы восприятия: аудиальный, визуальный и кинестетический. Особенно рекомендуется людям с нарушением внимания. Также улучшает память, навыки чтения и понимания прочитанного, речи. Стимулирует внутреннюю речь, способствует творческому мышлению.

Упражнение «Энергезатор» – повышает уровень кислорода в крови, расслабляет мышцы шеи и плеч. Помогает пробудить весь организм после долгого сидения или работы за компьютером.

Группа 3. «Упражнения, растягивающие мышцы тела»

Помогает растянуть мышцы. Когда они растягиваются и принимают естественное состояние и длину, они посылают в мозг сигнал о том, что человек находится в спокойном, расслабленном состоянии и готов к познавательной работе.

Упражнение «Сова» – помогает расслабить мышцы шеи, спины, снять напряжение, возникающее при длительном нахождении в статичной позе, например, при длительном письме. Благодаря этому восстанавливается кровообращение, нормализуется приток крови к головному мозгу, активизируются навыки внимания, памяти, чтения. С помощью «уханья» освобождаются челюстные зажимы, что способствует совершенствованию навыков внутренней речи, мышлению и, как следствие, более плавной и связной речи. Можно выполнять сидя и стоя.

Упражнение «Помпа» – направлено на растяжение и расслабление зажимов икроножной и камбаловидной мышц. Стресс может вызвать их напряжение и укорочение. Способствует усилению навыков:

  • легче протекает коммуникация – упражнение связано с вербальными навыками и сильно облегчает коммуникацию детей с дефектом речи;
  • способствует развитию речи и языковых способностей, понимающего слушания, чтения;
  • формирует навыки достижения результата, способность завершать начатое; улучшает социальное поведение.

Группа 4. «Упражнения, повышающие энергию тела»

Упражнения данной группы обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Этому также способствуют питье воды и представленное выше упражнение «Кнопки мозга» из группы 1 «Ритмирование». Включает упражнение «Думающий колпак». Оно активизирует весь механизм слухового восприятия, способствует развитию памяти, усвоению информации на слух.

Справка

Камбаловидная мышца – широкая плоская толстая мышца голени, залегающая внутри от икроножной мышцы

Группа 5. «Упражнения на позитивный настрой»

Упражнения этой группы способствуют спокойному, успешному учению. Включает упражнение «Позитивные точки». После выполнения упражнения ослабевают эмоциональные реакции, что помогает сбалансировать стрессовое состояние. Ученики легче вспоминают выученный материал, лучше усваивают и запоминают новую информация. Сюда также можно отнести упражнение «Крюки» из группы 1 «Ритмирование».

Упражнения всех пяти групп очень просты и практичны в применении. Если вы знаете, на что они направлены, то сможете целенаправленно использовать их, чтобы помочь учащимся подготовиться к различным видам деятельности, снять усталость после работы за компьютером, успокоиться. Какие упражнения и когда использовать.

Какие упражнения и когда использовать

СитуацияУпражнение
Если приходится подолгу сидеть в статичной позе, например за компьютером«Энергезатор», «Ленивые восьмерки для глаз»
Перед написанием сочинения, изложения, эссе«Ленивые восьмерки», «Слон», «Помпа»
Если учащийся испытывает сложности с математикой«Ленивые восьмерки», «Слон», «Сова»
Чтобы улучшить чтение и понимание прочитанногоВыпить воды, сделать «Кнопки мозга», «Перекрестные шаги», «Помпу», «Думающий колпак»
Чтобы интегрировать работу обеих полушарий для достижения совершенства в любой сфере деятельности«Ленивые восьмерки для глаз», «Ленивые восьмерки для письма», «Слон», «Энергезатор»
Если ребенок плохо себя ведет, не слушается учителя, нарушает правила поведения, имеет сложности в общении«Сова», «Помпа»
Если ребенок чем-то расстроен, не может успокоиться после драки, ссоры; у учителя был «тяжелый» урок«Крюки», «Позитивные точки»

Приложение

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.klass-ruk.ru).