Все статьи номера
1
Январь 2018года
Воспитание и социализация
Профилактика табакокурения

Сценарий семинара с элементами дискуссии «Скажи "НЕТ!" курению»

Юлия Анташева, учитель-дефектолог ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат округа Муром»
Проведите обучающий семинар, чтобы сформировать у подростков ответственное отношение к здоровью и показать им, какой вред приносит табакокурение. Выясните, почему подростки начинают курить. Поможет дискуссия. Продемонстрируйте ученикам, что представляют собой легкие курильщика. Покажите опыт. Научите школьников говорить «нет» на предложение закурить. Используйте упражнение.

Важная информация

УчастникиУчащиеся 6–9-х классов
ЦельСформировать у школьников устойчивое негативное отношение к курению
ЗадачиВыяснить отношение учащихся к курению; рассказать о влиянии курения на психическое здоровье, показать экспериментальным путем последствия; создать мотивацию на здоровый образ жизни; стимулировать процесс прекращения курения среди курящих школьников
Материалы и оборудованиеЛисты ватмана, ручки, цветные карандаши, фломастеры, клей, вырезки из журналов; пословицы, поговорки, высказывания известных людей о курении – для оформления аудитории
Примерное время1,5 ч

Часть 1. Приветствие   

5 мин

Помещение для занятия оформите фотографиями, которые недвусмысленно демонстрируют вред курения; плакатами и листовками с пословицами и поговорками, а также высказываниями известных людей о курении. По ходу занятия обращайте внимание учеников на плакаты, просите их объяснить смысл того или иного высказывания. На этом этапе объявите тему занятия, поговорите об актуальности проблемы курения (особенно среди подростков), мотивируйте участников на работу.

Часть 2. Упражнение «Да! Нет! Не знаю!»

5 мин

В разных местах аудитории заранее разместите плакаты с надписями «Да», «Нет», «Не знаю». Один за одним вы задаете вопросы, задача учеников – выбрать вариант ответа, подойти к нему, образовав таким образом группу, и прокомментировать выбор.

Вопросы для упражнения: 1. Курение – это проблема? 2. Курить – это «круто»? 3. Имеют ли подростки право курить? 4. Курение повышает авторитет среди друзей? 5. Курение ухудшает внимание и память? 6. Если бы у вас была возможность, попробовали бы вы курить? 7. Чтобы быть взрослым, надо курить?

Упражнение поможет актуализировать тему занятия, сформировать умение вести спор аргументированно. В дальнейшем этот навык позволит учащимся не поддаться на уговоры в ситуациях, когда кто-то предложит покурить.

Часть 3. Дискуссия «Почему подростки начинают курить?»

10 мин

Работу проведите в группах по 4–5 человек. Задача учеников – в течение 3 минут продолжить предложение «Дети курят, потому что…». При этом надо предложить несколько вариантов. После завершения работы представители от каждой группы зачитывают свои варианты. Вы записываете на доске общий список. Вероятные ответы: из любопытства; за компанию; чтобы показать себя «крутым» и взрослым; слабая воля; нечем занять досуг; недопонимают угрозу курения; не занимаются спортом; насмотрелись рекламы, кино; имеют карманные деньги.

10 мин

Часть 4. Игра-викторина «Балансируем на краю пропасти»

В начале игры объясните ученикам, что следовать вредным привычкам – все равно что постоянно балансировать на краю пропасти, доказывая всему миру, что ты «крутой» и тебя ничто не берет. Рано или поздно сорвешься. В результате либо серьезно подорвешь здоровье и не факт, что сможешь восстановить, или все закончится хуже.

Подростки 14 лет живут эмоциями и чувствами, поэтому создавая в их сознании отрицательные образы, вы усилите их сомнения, которые (пусть и частично) удалось посеять на предыдущем этапе – подростки начинают понимать, что заблуждались в отношении курения и его последствий.

Разделите участников на две команды. Поочередно задавайте вопросы или зачитывайте утверждения. Через минуту команды дают ответ. Вы озвучиваете правильный вариант. Команда, которая дала наиболее точный ответ, получает один балл.

Часть 5. Опыт «Легкие курящего человека»

15 мин

Для опыта вам понадобятся: сигарета, спички, шприц любого объема (главное – сухой!) без иголки, небольшой кусочек ваты, стакан с водой, марганцовка, резиновая груша (спринцовка) без наконечника.

Ход эксперимента:

1) выньте из шприца поршень, аккуратно вырежьте ножом носик шприца – сделайте отверстие по размеру сигареты;

2) вставьте сигарету в отверстие (плотно – чтобы не выпала);

3) в шприц поместите рыхлый комочек ваты – модель легких (туго не набивайте – нужно, чтобы проходил воздух);

4) зажгите сигарету и резиновой грушей втяните воздух из открытого конца шприца – имитируйте процесс курения, втягивания дыма в легкие. Так «скурите» всю сигарету;

5) выньте вату из шприца (она заметно поменяет цвет – положите рядом для сравнения кусочек неиспользованной ваты), предложите ученикам понюхать вату (это усилит действие опыта);

6) приготовьте слабый раствор марганцовки – в небольшом количестве воды растворите один кристаллик марганцовки (на кончике ножа), бросьте вату («легкие») в раствор (он мгновенно поменяет цвет).

Вместо шприца можно использовать пластиковую бутылку с пробкой. Алгоритм проведения опыта тот же.

Опыт проводите в проветриваемом помещении, помните о правилах пожарной безопасности. По окончании сделайте перерыв на 5 минут. Попросите учеников выйти из помещения и хорошо проветрите его. Перерыв позволит подросткам осмыслить увиденное и обменяться друг с другом впечатлениями. После перерыва предложите им поделиться эмоциями, мыслями.

Часть 6. Выступления исследовательских групп

15 мин

До проведения занятия выделите из участников «исследовательские группы», например химиков и медиков, которые самостоятельно подготовят сообщения по темам: «Из чего состоят сигарета и табачный дым», «Как влияет курение на организм и здоровье человека» (презентации к выступлениям смотри ниже).

Смотрите презентацию «Из чего состоят сигарета и табачный дым»

Как смотреть презентацию

Листайте презентацию, кликая мышкой, или используйте стрелочки внизу

Смотрите презентацию «Как влияет курение на организм и здоровье человека»

Как смотреть презентацию

Листайте презентацию, кликая мышкой, или используйте стрелочки внизу

Дополнительные материалы

Сопроводительный текст к презентации 2 >> 

Для подростков в возрасте 13–14 лет информация, полученная от взрослых, часто не имеет большого значения, они воспринимают ее как нравоучения, слушают вполуха. В этом возрасте они стремятся самостоятельно «во всем… дойти до самой сути». Данное задание позволит удовлетворить их потребность чувствовать себя взрослыми, повысит самооценку («Я сам нашел эту информацию», «Я сам сделал это открытие») и значимость в глазах сверстников. Погружаясь в материал, подросток самостоятельно приходит к выводам, они не навязаны взрослыми. Со своей стороны, вы ненавязчиво покажете ученикам, что любопытство может иметь разную направленность и приносить разные плоды, а самооценку можно повысить другим, отличным от курения, способом. После выступлений групп предложите учащимся нарисовать и представить портрет курильщика. Задача – отразить в портрете как можно больше последствий курения.

Часть 7. Упражнение «Убеди друга»

10 мин

Предложите участникам разделиться на пары. Задача – одному из участников, знающему, что друг начал курить, нужно уверить его бросить это.

Вопросы для обсуждения: 1. Удалось ли убедить своего друга бросить курить? 2. Какие доводы ты приводил(а)? 3. Удалось ли твоему другу убедить тебя бросить курить? 4. Какие доводы тебе показались обоснованными? 5. Какие тебя совсем не убедили?

Часть 8. Упражнение «Скажи „нет“ на предложение закурить»

10 мин

Классный руководитель:

Как правило, предлагают курить люди, с которыми мы хотим поддерживать отношения. Надо уметь говорить «нет», отстаивая свою правоту и сохраняя отношения. Есть разные способы отказа: 1) просто «нет» – не надо ничего объяснять, но человек может обидеться; 2) аргументированное «нет» – ты объясняешь отказ, но на каждый аргумент есть встречный аргумент; 3) «нет» с переубеждением другого – можно защитить себя, показав оппоненту, что он давит, хотя сам не собирается отказываться от своего мнения.

Классный руководитель выступает в роли человека, который предлагает покурить каждому школьнику. Задача участников – используя тот или иной способ, отказать ему. Ответы повторять нельзя. Все варианты запишите на доске. После завершения упражнения группа выбирает лучшие ответы.

Вопросы для обсуждения: 1. Какую из техник вы выбрали? Почему? 2. Легко ли было говорить «нет»? 3. Какие трудности испытывали?

Часть 9. Результаты анкеты

5 мин

На этом этапе озвучьте учащимся результаты анкеты, которую необходимо провести за несколько дней до занятия, и обсудите их. Конечно, можно начать занятие с результатов опроса. Но, на наш взгляд, представив результаты в конце, вы тем самым подведете черту всему сказанному. Подростки иначе воспримут информацию – с позиции взрослых людей, которые уже вполне состоятельны, чтобы принимать решения, которые касаются их собственного здоровья.

Часть 10. Упражнение «Я не буду курить, потому что…»

10 мин

Предложите ученикам закончить предложение «Я не буду курить, потому что…». Желательно, чтобы подростки написали несколько доводов. Курильщикам можно предложить другой вариант предложения – «Я решил бросить курить, потому что…». По окончании работы каждый участник зачитывает свои варианты. Обобщив все ответы, подведите учеников к главному аргументу против курения (если никто из них его не привел) – «Я не буду курить, потому что Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ!»

Часть 11. Рефлексия занятия

15 мин

Предложите ученикам создать для будущих поколений плакаты о вреде курения. Работа по группам. На плакате подростки должны отразить следующее: «что я сегодня понял», «что узнал нового», «чему научился», «к какому выводу пришел».

Анкета для учащихся

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.klass-ruk.ru).