Все статьи номера
1
Январь 2018года
Развиваем компетенции
Технология организации мероприятия

Пошаговая инструкция «Как организовать пиратский квест ко Дню защитника Отечества»

Елена Пятикрестовская, ответственный редактор журнала «Справочник классного руководителя»

Важное в статье 

  1. Организуйте праздничное мероприятие с классом в новом формате. Как сформировать команду помощников.
  2. В основе любого квеста – общая идея. Как написать сценарий игры.
  3. Придумайте игровые задания и испытания. Примеры.

Чтобы квест прошел интересно, определите место проведения, продумайте, как и где спрятать записки с заданиями. Подготовьте декорации и реквизит. Как состарить карту.

Шаг 1. Сформируйте команду помощников

Квест как форма детского мероприятия – это командная игра-приключение с определенным сюжетом. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Суть в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к следующему. Задача – преодолеть все препятствия и достичь цель, например раскопать клад, разгадать тайну, отыскать артефакт.

Справка

Квест (quest) в переводе с английского – поиск. Изначально один из основных жанров компьютерных игр, в которых, чтобы продвигаться по сюжету с одного уровня на другой, игроку необходимо решать умственные задачи

Подобные масштабные мероприятия невозможно подготовить в одиночку. Поэтому привлеките старшеклассников (если квест проводите с младшими школьниками или учащимися 5–6-х классов), родителей, других специалистов школы. Определите, кто конкретно и за что будет отвечать: одни готовят реквизит и декорации. Другие – отдельные задания к игре, например: один из этапов проходит в кабинете музыки – провести его может учитель музыки. Третьи будут непосредственными участниками команды – это необходимо еще и для того, чтобы обеспечить безопасность школьников, помочь им в прохождении маршрута. Например, команда учащихся 1-го класса получает задание, написанное «невидимыми чернилами» (с помощью молока или лимона). Чтобы прочитать текст, бумагу необходимо нагреть, – для этого в комплекте к заданию есть свеча и зажигалка. Сделать это может взрослый участник команды, родитель или старшеклассник, но обязательно следуя инструкциям детей.

Обязательно предусмотрите возможность фото- и видеосъемки. Определите, кто из родителей выступит в роли фотографа или кинооператора. Но постарайтесь обыграть его роль в рамках темы квеста, придумайте костюм или какие-то отличительные детали. Так как квест приурочен ко Дню защитника Отечества, привлеките в качестве помощников девочек класса. Они могут изготовить какой-либо реквизит – приглашения на игру, «черные метки», пиратские флаги, а также стать «тайниками» с заданиями.

Пример. Выберите девочку, у которой будет находиться очередное задание. Зашифруйте ее имя азбукой Морзе. Например:

– – - (О) · – · · (Л) – · · – (Ь) – - · (Г) · – (А)

Задача участников – расшифровать послание и догадаться, где искать записку с заданием. Заранее распечатайте азбуку на отдельных листах и раздайте командам. Как вариант – азбука может быть страницей бортового журнала.

ДЛЯ СПРАВКИ

Где спрятать записку с заданием:

1) в кубике льда – просто заморозьте контейнер или записку;

2) в шоколадном яйце – для этого аккуратно разверните его, горячим ножом разделите половинки, вытащите контейнер, вложите в него вместо игрушки записку с заданием, соберите все как было;

3) в печенье (запеките), в крупных макаронах, в миске с крупой. В последнем варианте задачу можно усложнить – чтобы найти записку, участники используют только китайские палочки;

4) в шкатулке – закройте ее на навесной замок, а чтобы найти ключ, предложите участникам очередное задание-испытание;

5) в литровой банке с соком. Задача игроков – с помощью трубочек одновременно всем вместе выпить сок и достать контейнер с заданием;

6) в зАмке из кубиков – в этом случае записку положите внутрь строения, задача учащихся – достать ее и при этом не разрушить замок, например с помощью палочки.

Шаг 2. Определите тему и площадь территории для игры

В основе любого квеста лежит общая идея или легенда, например шпионский квест, детективный, сказочный или, как в нашем случае, – пиратский. Игру можно создать на основе литературного произведения, художественного фильма или мультфильма. Главное – участники должны хорошо знать сюжет произведения, чтобы понимать суть заданий и игры в целом.

Квест можно организовать в помещении или на прилегающей к школе территории. Если ваша игра будет проходить и на улице, и в здании, в общую продолжительность заложите время на то, чтобы дети могли спокойно одеться (раздеться) и выйти на улицу (вернуться в класс).

Если вы проводите игру в помещении, то можете задействовать: 1) один кабинет, зал – в этом случае участники за определенное время должны найти ключ и выйти из закрытого помещения; 2) все пространство школы – класс, столовую, коридоры, актовый зал, спортивный зал.

Как только вы определитесь с местом проведения, внимательно изучите пространство для игры – какие предметы интерьера можно использовать для тайников с заданиями, в каких помещениях какие этапы будут проходить. Всем этим точкам при написании сценария вы должны будете дать игровые названия, отметить их на карте и обыграть в заданиях.

Пример. Используйте для тайника вазу. А чтобы игрокам не так легко было узнать название тайника, зашифруйте его в ребусе – впишите в букву, А слог ЗА, получится В-А-ЗА). Если у вас несколько ваз, задание можно усложнить – предложите детям подсказку-опыт. Для опыта предварительно из бумаги необходимо вырезать заготовки цветов с длинными лепестками (поручите это девочкам). Каждый лепесток закрутите с помощью карандаша. Внутри одного из цветков впишите порядковый номер той вазы, в которой находится тайник, или букву, с которой начинается слово, обозначающее ее цвет. Предложите участникам в комплекте с цветами таз и бутылку воды. Игроки должны догадаться: чтобы найти подсказку, необходимо цветы опустить в воду. Она намочит бумагу, и лепестки начнут раскрываться.

Шаг 3. Напишите сценарий

На этом этапе определите продолжительность игры (не более 60 мин), количество команд, главного героя-ведущего. Например, игру может вести Генри Морган или Френсис Дрейк, реально жившие пираты, или кинопират – Джек Воробей. Пропишите цель игры – например найти клад с подарками для мальчиков к 23 Февраля (подготовьте подарки в пиратской тематике), ее начало и конец – они должны быть яркими, запоминающимися, интригующими.

Пример. Начать квест можно следующим образом. Ведущий показывает участникам бутылку со свитком в ней – это письмо от пиратов, в котором они сообщают о зарытом кладе и карте, с помощью которой его можно найти. Но в целях сохранности тайны карту разорвали на несколько частей и спрятали в разных местах. Одну ее часть они прилагают к письму вместе с первой подсказкой, где искать следующую часть.

Чек-лист

Виды заданий для квеста:

– головоломки;

– загадки;

– пазлы;

– задания-опыты;

– лабиринты;

– логические задачки

Подберите задания. Они могут быть самыми разнообразными: головоломки, ребусы, загадки, шифры, пазлы, творческие задания, задания-опыты, логические задачки, лабиринты. Продумайте логическую взаимосвязанность, переходы от одного задания к другому – они должны быть необычными, с элементами сюрприза.

Пример. В качестве эффектного перехода к другому этапу игры используйте задание-опыт «Мертвая (черная) вода». В бутылку с обычной водой добавьте щепотку крахмала и пару капель йода. Через некоторое время крахмал осядет, и бутылку нужно просто встряхнуть, вода станет черной. Предложите детям ее обесцветить. Подсказка – понадобится ампула тиосульфата натрия, который продается в любой аптеке. Реакция по обесцвечиванию воды длится 2 минуты. Обыграть в квесте этот опыт можно по-разному. Провести этот этап может преподаватель химии или старшеклассники.

Один из этапов игры может проходить в кабинете музыки. Чтобы дети смогли угадать это место, предложите им задание с разноцветными бабочками. Вам понадобится 7 штук вырезанных из бумаги и разрезанных на половинки бабочек семи цветов. На обратной стороне каждой напишите по одной букве. Задача участников – соединить пары и прочитать полученные слова. В результате должны получиться названия нот – это и будет подсказкой игрокам, в какое место им двигаться дальше.

Задания должны быть разнообразными, динамичными, включать различные виды деятельности. Оптимальное число заданий – 9–13. Все задания для квеста пишите на отдельных листочках и прячьте в тайниках-«станциях». Тайники должны быть такие, чтобы каждую записку участникам приходилось добывать и отыскивать. Используйте для этого специальный реквизит: воздушные шарики, бутылки, шкатулки с секретом, различные механизмы, замки, симпатические чернила. Задача игроков – правильно активировать реквизит. Например, нажать на определенные части шкатулки, чтобы открылся тайник, проявить симпатические чернила. Задания могут предполагать активные действия – собрать ингредиенты и сварить зелье, переправиться через препятствие, собрать артефакт. Примеры заданий.

Шаг 4. Подготовьте реквизит и декорации

Раз тематика морская, пиратская, сшейте флажки для украшения помещения. Для участников приготовьте банданы и подарите их на память в конце игры. Приготовьте пиратские флаги, штурвал, бортовые журналы с изображениями различных видов кораблей, другие «морские» реквизиты – например морской колокол, подзорные трубы, какие-либо корабельные приборы. Если игра проходит только в одном помещении, декорируйте его под палубу корабля или необитаемый остров. В первом случае создайте имитацию парусов, развесьте канаты, поставьте штурвал. Для острова сделайте пальмы, декорации валунов, соорудите шалаш и пр. Продумайте, какие герои будут принимать участие в игре, в каких костюмах.

Уделите внимание приглашениям. Они сразу создадут особую атмосферу. Самый простой и оригинальный вид приглашения на пиратский квест – черная метка. Сделать ее легко: вырежьте кружочки из плотной черной бумаги по числу участников команд (не забудьте сделать метки и для взрослых). На одной стороне разместите изображение веселого Роджера, на другой – информацию о времени и месте игры. Вручите ее со словами: «Отказы не принимаются! Иначе тебе грозят ужасные последствия!»

ДЛЯ СПРАВКИ

Как состарить карту

Вам понадобятся: черный чай, растворимый (молотый) кофе, таз, спички или зажигалка. Заварите чай и дайте ему настояться. Положите карту в таз и полейте получившейся заваркой. Держите ее в заварке до нужного вам оттенка. Посыпьте карту кофе. Его гранулы впитаются в бумагу, она будет не просто желтой, а с имитацией под старину. Высушите карту либо естественным путем, подвесив на веревке, либо с помощью фена.

Далее подожгите края карты. При этом быстро задувайте – иначе она сгорит. При необходимости обведите еще раз все изображения на карте, чтобы они были четкими.

Также приглашения могут быть в форме корабликов, штурвалов, в ракушках и в бутылках. В бутылки насыпьте немного песка, декорируйте их «водорослями» и ракушками. Приглашения предварительно состарьте, сверните трубочкой, перевяжите бечевкой и закупорьте в бутылках (лучше сургучом).

Обязательный атрибут игры-приключения – карта. Используйте половину листа ватмана – чтобы изображения были крупными и игрокам было комфортно ее читать. Нанесите на нее все точки маршрута, дайте им игровые (пиратские, морские) названия, дополните ее рисунками по теме, а потом состарьте и разрежьте на части или аккуратно порвите – чтобы выглядело естественнее.

Совет. Добавьте к игре музыкальное сопровождение. Используйте музыку из художественных фильмов «Капитан Немо» (автор А. Зацепин), «Пираты Карибского моря» (авторы К. Бадельт, Х. Циммер), из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» (автор Г. Фиртич), альбомы с записью шума прибоя, голосов дельфинов и китов.

Азбука Морзе

БукваКод МорзеБукваКод Морзе
А· –Р· – ·
Б– · · ·С· · ·
В· – –Т-
Г– – ·У· · –
Д– · ·Ф· · – ·
Е (Ё)·Х· · · ·
Ж· · · –Ц– · – ·
З– – · ·Ч– – - ·
И· ·Ш– – - –
Й· – - –Щ– – · –
К– · –Ы– – · – –
Л· – · ·Ъ– · – –
М– –Ь– · · –
Н– ·Э· · – · ·
О– – –Ю· · – –
П· – - ·Я· – · –

Приложение

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.klass-ruk.ru).