
Экологическая культура учащихся. Как подвести итоги Года экологии
Важное в статье
- Определите уровень экологической культуры учащихся 1–9-х классов. Что включают диагностики.
- Проанализируйте результаты мониторинга, сведения внесите в сводные таблицы. Образцы.
ФГОС начального общего и основного общего образования устанавливают требование сформировать экологическую культуру как личностный результат, но не содержат рекомендаций, как определять ее уровень. Чтобы решить эту задачу, используйте диагностические методики:
- «Диагностика уровня экологической культуры личности» С.С. Кашлева, С.Н. Глазычева (модифицированный вариант методики) для 5-6-х классов;
- «Экологическая культура учащихся» Е.В. Асафовой для 7–8-х классов;
- «Самооценка экологической культуры» Е.Ю. Ногтевой, И.Д. Лушникова
для 9-х классов.
Как провести диагностику с младшими школьниками
Диагностические методики для начальной школы: «Экологические знания» Ю.А. Полещука (1–2-й классы), «Мое отношение к природе» С.Н. Глазычева (2–3-й классы), «Развитость моего экологического сознания» А.П. Сидельковского (3–4-й классы).
определяют уровень экологической культуры: познавательный, мотивационно-ценностный, личностный
Экологическую культуру учащихся по каждой методике диагностируйте дважды. Это позволит выявить первичный и итоговый уровни сформированности компонентов экологической культуры и проанализировать динамику за учебный год. Анкетирование проведите по методикам в соответствии с периодом (табл. 1).
Таблица 1. Периоды, когда проводят мониторинг
Методика | Период | Компонент экологической культуры |
---|---|---|
«Экологические знания» | 1-й, 2-й классы | Экологические знания |
«Мое отношение к природе» | 2-й, 3-й классы | Экологическое отношение |
«Развитость моего экологического сознания» | 3-й, 4-й классы | Экологическая сознательность |
Структурные компоненты экологической культуры: экологические знания, экологическое отношение, экологическая сознательность. Критерии, по которым определяют уровень экологической культуры: познавательный – количество усвоенных знаний по экологии и краеведению, ученик знает нормы и правила, как организовать деятельность и вести себя по отношению к природе; мотивационно-ценностный – понимает ценность природы, относится к окружающей среде эмоционально-личностно, положительно относится к природоохранной работе; личностный – отвечает за свое поведение в окружающей среде, осознает необходимость природоохранной деятельности.
Результаты диагностики занесите в соответствующий столбец таблицы 2, общие результаты по классу занесите в таблицу 3. Так вы получите информацию о динамике достижения планируемых результатов программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни за весь период, в который учащиеся осваивают основную общеобразовательную программу начального общего образования. Исходя из результатов, оцените эффективность программы и скорректируйте план воспитательной работы на будущий учебный год.
CКАЧАТЬ
Шаблон для заполнения
Таблица 2. Результаты диагностики экологической культуры учащихся
Ф. И. ученика | Компоненты экологической культуры | Общий уровень экологической культуры | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Экологические знания | Экологическое отношение | Экологическая сознательность | |||||
1-й класс | 2-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 3-й класс | 4-й класс | ||
Иванов И. | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Средний | Средний | Средний |
Таблица 3. Динамика уровня достижения планируемых результатов программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни по классу
Компонент экологической культуры | 2014/2015 учебный год (1-й класс) | 2015/2016 учебный год (2-й класс) | 2016/2017 учебный год (3-й класс) | 2017/2018 учебный год (4-й класс) | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Высо- кий | Сред- ний | Низ- кий | Высо- кий | Сред- ний | Низ- кий | Высо- кий | Сред- ний | Низ- кий | Высо- кий | Сред- ний | Низ- кий | |
Экологические знания | 20% | 52% | 28% | 35% | 62% | 0% | - | - | - | - | - | - |
Экологическое отношение | - | - | - | 26% | 57% | 17% | 32% | 59% | 9% | - | - | - |
Экологическая сознательность | - | - | - | - | - | - | 23% | 53% | 24% | 33% | 63% | 4% |
В конце четвертого класса сделайте вывод об уровне сформированности экологической культуры учащихся:
- высокий уровень – знания о растениях и животных разных сообществ у ученика многообразны, он бережно относится к растительному и животному миру, понимает его ценность, проявляет устойчивый интерес;
- средний уровень – учащийся усвоил закономерные связи объектов, явлений; обобщены знания об особенностях природного мира. Но ученик не всегда способен анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду;
- низкий уровень – учащийся не знает о существенных сторонах животного и растительного мира, желает заботиться о животных и окружающей среде, но познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относится к животным и растениям, но нет интереса к животному и растительному миру.
Как выявить уровень экологической культуры учащихся 5–9-х классов
Проводите диагностику ежегодно в начале и в конце учебного года. Это позволит выявить первичный и итоговый уровни сформированности компонентов экологической культуры, а также проанализировать динамику за учебный год. Экологическая культура проявляется в экологически сообразном поведении в повседневной жизни и экологически компетентном решении жизненных проблем.
Модель экологической культуры личности состоит из трех компонентов: экологические знания, экологическое отношение, экологическая деятельность. Критерии, по которым проводят диагностику уровня экологической культуры учащихся: познавательный, мотивационно-ценностный, деятельностный.
Каждый из критериев включает показатели, которые отражают качественные характеристики критерия (табл. 4). Компоненты экологической культуры, которые выявляют диагностические методики, представлены в таблице 5.
Таблица 4. Критерии и показатели сформированности экологической культуры учащихся
Критерий | Показатели |
---|---|
Познавательный | Обучающийся усвоил научные знания по экологии и краеведению. Знает нормы и правила организации деятельности и поведения в природе. Осваивает экологические и природоохранительные знания, планирует и реализует экологическое самообразование |
Мотивационно-ценностный | Понимает ценность природы. Сформировал эмоционально-личностное отношение к окружающей среде. Ответственно ведет себя в окружающей среде. Положительно относится к природоохранительной работе |
Деятельностный | Владеет системой экологических способов действий, необходимых для решения эколого-природоохранительных проблем. Участвует в экологической деятельности |
Таблица 5. Методики, которые выявляют компоненты экологической культуры школьников
Название методики | Компоненты экологической культуры в соответствии с критериями | ||
---|---|---|---|
Познавательный | Мотивационно-ценностный | Деятельностный | |
Модифицированный вариант методики «Диагностика уровня экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. Глазычеву | Экологические знания | Ценность природы и отношение к природе | Экологическая деятельность |
Тест «Экологическая культура учащихся» Е.В. Асафовой | Экологическая образованность | Экологическая сознательность | Экологическая деятельность |
Тест «Самооценка экологической культуры» Е.Ю. Ногтевой, И.Д. Лушникова | Эколого-значимые знания | Эколого-ценностные отношения | Эколого-ценностная деятельность |
После проведения диагностики и обработки анкет учащихся результаты занесите в сводные таблицы класса. Анализ данных позволит выявить:
- уровень сформированности компонентов экологической культуры каждого учащегося;
- общий уровень экологической культуры каждого учащегося;
- показатель индивидуальной динамики компонентов экологической культуры учащихся;
- первичный и итоговый уровни сформированности компонентов экологической культуры учащихся.
Таким образом, в конце учебного года оцените эффективность программы воспитания и социализации учащихся с точки зрения формирования экологической культуры и скорректируйте план воспитательной работы на новый учебный год.
Главное в статье СкрытьПриложение 1
Главное в статье СкрытьПриложение 2
Главное в статье СкрытьПриложение 3
Приложение 7 Главное в статье Скрыть
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.klass-ruk.ru).
