Все статьи номера
1
Январь 2018года
Воспитание и социализация
Проводим диагностику

Экологическая культура учащихся. Как подвести итоги Года экологии

Дарья Соловьева, методист МУДО «Центр детского творчества» города Сыктывкара, Республика Коми

Важное в статье

  1. Определите уровень экологической культуры учащихся 1–9-х классов. Что включают диагностики.
  2. Проанализируйте результаты мониторинга, сведения внесите в сводные таблицы. Образцы.

ФГОС начального общего и основного общего образования устанавливают требование сформировать экологическую культуру как личностный результат, но не содержат рекомендаций, как определять ее уровень. Чтобы решить эту задачу, используйте диагностические методики:

Как провести диагностику с младшими школьниками  

Диагностические методики для начальной школы: «Экологические знания» Ю.А. Полещука (1–2-й классы), «Мое отношение к природе» С.Н. Глазычева (2–3-й классы), «Развитость моего экологического сознания» А.П. Сидельковского (3–4-й классы).

3
критерия

определяют уровень экологической культуры: познавательный, мотивационно-ценностный, личностный

Экологическую культуру учащихся по каждой методике диагностируйте дважды. Это позволит выявить первичный и итоговый уровни сформированности компонентов экологической культуры и проанализировать динамику за учебный год. Анкетирование проведите по методикам в соответствии с периодом (табл. 1).

Таблица 1. Периоды, когда проводят мониторинг

МетодикаПериодКомпонент экологической культуры
«Экологические знания»1-й, 2-й классыЭкологические знания
«Мое отношение к природе»2-й, 3-й классыЭкологическое отношение
«Развитость моего экологического сознания»3-й, 4-й классыЭкологическая сознательность

Структурные компоненты экологической культуры: экологические знания, экологическое отношение, экологическая сознательность. Критерии, по которым определяют уровень экологической культуры: познавательный – количество усвоенных знаний по экологии и краеведению, ученик знает нормы и правила, как организовать деятельность и вести себя по отношению к природе; мотивационно-ценностный – понимает ценность природы, относится к окружающей среде эмоционально-личностно, положительно относится к природоохранной работе; личностный – отвечает за свое поведение в окружающей среде, осознает необходимость природоохранной деятельности.

Результаты диагностики занесите в соответствующий столбец таблицы 2, общие результаты по классу занесите в таблицу 3. Так вы получите информацию о динамике достижения планируемых результатов программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни за весь период, в который учащиеся осваивают основную общеобразовательную программу начального общего образования. Исходя из результатов, оцените эффективность программы и скорректируйте план воспитательной работы на будущий учебный год.    

Таблица 2. Результаты диагностики экологической культуры учащихся 

Ф. И. ученикаКомпоненты экологической культурыОбщий уровень экологической культуры
Экологические знанияЭкологическое отношениеЭкологическая сознательность
 1-й класс2-й класс2-й класс3-й класс3-й класс4-й класс
Иванов И.СреднийВысокийНизкийСреднийСреднийСреднийСредний  

Таблица 3. Динамика уровня достижения планируемых результатов программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни по классу    

Компонент экологической культуры2014/2015 учебный год
(1-й класс)
2015/2016 учебный год
(2-й класс)
2016/2017 учебный год
(3-й класс)
2017/2018 учебный год
(4-й класс)
Высо-
кий
Сред-
ний
Низ-
кий
Высо-
кий
Сред-
ний
Низ-
кий
Высо-
кий
Сред-
ний
Низ-
кий
Высо-
кий
Сред-
ний
Низ-
кий
Экологические знания20%52%28%35%62%0%------
Экологическое отношение---26%57%17%32%59%9%---
Экологическая сознательность------23%53%24%33%63%4%

В конце четвертого класса сделайте вывод об уровне сформированности экологической культуры учащихся:

  • высокий уровень – знания о растениях и животных разных сообществ у ученика многообразны, он бережно относится к растительному и животному миру, понимает его ценность, проявляет устойчивый интерес;
  • средний уровень – учащийся усвоил закономерные связи объектов, явлений; обобщены знания об особенностях природного мира. Но ученик не всегда способен анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду;
  • низкий уровень – учащийся не знает о существенных сторонах животного и растительного мира, желает заботиться о животных и окружающей среде, но познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относится к животным и растениям, но нет интереса к животному и растительному миру.

Как выявить уровень экологической культуры учащихся 5–9-х классов

Проводите диагностику ежегодно в начале и в конце учебного года. Это позволит выявить первичный и итоговый уровни сформированности компонентов экологической культуры, а также проанализировать динамику за учебный год. Экологическая культура проявляется в экологически сообразном поведении в повседневной жизни и экологически компетентном решении жизненных проблем.

Модель экологической культуры личности состоит из трех компонентов: экологические знания, экологическое отношение, экологическая деятельность. Критерии, по которым проводят диагностику уровня экологической культуры учащихся: познавательный, мотивационно-ценностный, деятельностный.

Каждый из критериев включает показатели, которые отражают качественные характеристики критерия (табл. 4). Компоненты экологической культуры, которые выявляют диагностические методики, представлены в таблице 5.

Таблица 4. Критерии и показатели сформированности экологической культуры учащихся

КритерийПоказатели
ПознавательныйОбучающийся усвоил научные знания по экологии и краеведению. Знает нормы и правила организации деятельности и поведения в природе. Осваивает экологические и природоохранительные знания, планирует и реализует экологическое самообразование
Мотивационно-ценностныйПонимает ценность природы. Сформировал эмоционально-личностное отношение к окружающей среде. Ответственно ведет себя в окружающей среде. Положительно относится к природоохранительной работе
ДеятельностныйВладеет системой экологических способов действий, необходимых для решения эколого-природоохранительных проблем. Участвует в экологической деятельности

Таблица 5. Методики, которые выявляют компоненты экологической культуры школьников

Название методикиКомпоненты экологической культуры в соответствии
с критериями
ПознавательныйМотивационно-ценностныйДеятельностный
Модифицированный вариант методики «Диагностика уровня экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву,
С.Н. Глазычеву
Экологические знанияЦенность природы и отношение к природеЭкологическая деятельность
Тест «Экологическая культура учащихся» Е.В. АсафовойЭкологическая образованностьЭкологическая сознательностьЭкологическая деятельность
Тест «Самооценка экологической культуры» Е.Ю. Ногтевой,
И.Д. Лушникова
Эколого-значимые знанияЭколого-ценностные отношенияЭколого-ценностная деятельность

После проведения диагностики и обработки анкет учащихся результаты занесите в сводные таблицы класса. Анализ данных позволит выявить:

  • уровень сформированности компонентов экологической культуры каждого учащегося;
  • общий уровень экологической культуры каждого учащегося;
  • показатель индивидуальной динамики компонентов экологической культуры учащихся;
  • первичный и итоговый уровни сформированности компонентов экологической культуры учащихся.

Таким образом, в конце учебного года оцените эффективность программы воспитания и социализации учащихся с точки зрения формирования экологической культуры и скорректируйте план воспитательной работы на новый учебный год.

Главное в статье СкрытьПриложение 1

Главное в статье СкрытьПриложение 2

Главное в статье СкрытьПриложение 3 

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7 Главное в статье Скрыть 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.klass-ruk.ru).