ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Сентябрь 2019года
Развиваем компетенции
Методики и технологии

Урок в музее. Что должен знать классный руководитель

В новом учебном году используйте во внеурочной деятельности и внеклассной работе музейные уроки. Они позволят вашим ученикам расширить кругозор, мотивируют их к познавательной деятельности, сплотят коллектив, приобщат детей к отечественной и мировой культуре.

Внимание

Музейный урок – это эффективный способ социализации личности ребенка путем приобщения его к культурному наследию

Чтобы в новом учебном году разнообразить формы внеурочной деятельности и воспитательной работы с классом, используйте музейные уроки. Вы можете проводить их в реальной и виртуальной среде. Пример такого урока смотрите в тексте статьи.

Чем различаются традиционный и музейный уроки

Между традиционным уроком и музейным существуют семь различий. Это пространственно-организационные, мотивационно-регулятивные, психовозрастные, процессуальные, результативно-целевые, дидактические, контрольно-оценочные. Рассмотрим каждое отдельно.

Пространственно-организационные. На традиционном уроке школьники сидят за партами. Во время музейного урока они могут свободно перемещаться в пространстве музея.

Мотивационно-регулятивные. Форма учебного занятия (традиционного урока) обязательна даже при возможной вариативной структуре и способах организации познавательной деятельности. Музейный урок – форма добровольная по содержанию и вариативная по организации познавательной деятельности его участников.

Психовозрастные. Если в учебном классе обычно присутствуют школьники одного возраста, то музейный урок может объединять разновозрастную аудиторию. Например, в начальной школе это может быть объединенный урок для учеников 2–3-х классов, на котором они познакомятся с видами музеев и основными музейными понятиями: «экспонат», «экспозиция», «подлинник», «копия».

Процессуальные. Традиционный урок обычно ведет учитель (педагог со специальным образованием, который владеет современным арсеналом методических приемов и средств). Музейные уроки могут вести не только педагоги, но и специалисты, которые работают в музее.

Результативно-целевые. Традиционный урок учитель организует, чтобы школьники получили знания и умения по программе конкретного учебного предмета. Музейный урок организуют, чтобы дети получили дополнительные знания как по определенным разделам образовательной программы, так и выходящим за рамки содержания учебной дисциплины или интегрированные сведения из ряда дисциплин.

Дидактические. На традиционном уроке в классе ученики работают с текстом, устным словом, иллюстрациями, моделями, муляжами и другими средствами наглядности. Специфика музейного урока всегда предполагает обращение к музейным экспонатам.

Контрольно-оценочные. Результаты работы учеников на традиционном уроке оценивает учитель в балльной системе, но они могут дополнительно оцениваться словесно. Балльная оценка предполагает наличие критериев достижения образовательных результатов. Результаты музейного урока педагог оценивает словесно.

Какие существуют формы музейного урока

Cценарий музейного урока

Скачать >>

Основное условие причастности того или иного урока к музейному – использование музейного предмета или экспозиции (в реальной или виртуальной среде). Наиболее соответствуют этому критерию такие формы музейно-педагогической работы, как лекции, экскурсии и консультации.

Экскурсию отличает динамичный характер. Движения детей от экспоната к экспонату учитель выстраивает в определенной логике.

Лекцию характеризует статичный характер. Ее проводят в специально оборудованном помещении, возможно и за пределами музея. При этом используют музейные предметы или их изображения. Производными от базовой формы лекции являются лекторий, школа в музее, учебный курс.

Музейную консультацию учитель строит как индивидуальную форму работы с посетителем или очень узкой группой, объединенной общим интересом, который и способствовал обращению за консультацией. Достаточно часто консультации оказываются в рамках кружковой, клубной работы музеев.

Чтобы организовать внеурочную деятельность и реализовать дополнительные общеразвивающие программы, можно использовать: научные чтения (конференции, сессии, заседания); клубную работу (кружки, студии); конкурсы (олимпиады, викторины); концерты (литературные вечера, театрализованные представления); музейные праздники; исторические игры. Если их соединить с формами, которые заимствованы из других практик, они становятся основой для появления новых форм (экскурсия-урок, театрализованная экскурсия, арт-терапевтическое занятие) и стимулируют интеграцию музея в культурно-образовательное пространство.

ДЛЯ СПРАВКИ

Какими компетенциями должен владеть учитель, чтобы подготовить и провести музейный урок

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)», утвержденный приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н, устанавливает, что наряду с прочими компетенциями педагог должен:

• владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и др.;

• уметь находить ценностный аспект учебного знания и обеспечивать его понимание учащимися;

• уметь создавать ситуации, которые развивают эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации).

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.klass-ruk.ru).